Анализ правоприменительной практики осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)

 

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Департамента

лесного хозяйства Томской области

___________________ А.С. Конев

«____»_______________20__ год

 

Анализ правоприменительной практики осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департаментом лесного хозяйства Томской области, ОГКУ «Томсклес» и его филиалами
за 11 месяцев 2019 года

Департамент лесного хозяйства Томской области (далее – Департамент) исполняет функции по федеральному государственному лесному надзору (лесная охрана), федеральному государственному пожарному надзору в лесах.

Все нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Департамента по выполнению надзорных функций приняты и опубликованы в порядке, установленном законодательством. Признаки их коррупционности отсутствуют. Принятые на областном уровне нормативные правовые акты опубликованы в свободном доступе
на официальном сайте Департамента в сети Интернет.

Федеральный государственный лесной надзор на территории Томской области осуществляется следующими структурными подразделениями Департамента: комитетом государственного лесного и пожарного надзора, отделом охраны и защиты лесов, а также подведомственным Департаменту Областным государственным казенным учреждением «Томское управление лесами» (далее – ОГКУ «Томсклес») и его филиалами.

При осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охране) проводятся:

- проверки (плановые/ внеплановые, документарные/выездные);

- мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (плановые рейдовые осмотры(обследования) лесных участков и патрулирование);

- административные расследования;

- производство по делам об административных правонарушениях.

 

 

 

 

Правоприменительная практика организации и проведения федерального государственного лесного надзора
(лесной охраны)

В соответствии с требованиями федерального закона от 26.12.2007 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и утверждённым планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за 2019 год (по состоянию
на 01.12.2019) Департаментом, а также ОГКУ «Томсклес») и его филиалами проведено 5 внеплановых проверок
по выполнению предписаний по устранению нарушений требований лесного законодательства, выявленных в результате проверок, 2 плановые проверки.

По результатам проведения проверок выявлено 2 нарушения требований законодательства (невыполнение
в установленный срок предписаний об устранении нарушений требований лесного законодательства, выявленных
в результате проверок), 2 нарушения требований лесного законодательства, выдано 4 предписания об устранении нарушений требований лесного законодательства, выявленных при проведении проверки.

В 2019 году (по состоянию на 01.12.2019) на территории Томской области сотрудниками лесной охраны проведено
9 414 контрольно-надзорных мероприятий, из них 5 063 проверок договорных обязательств. По результатам проведенных мероприятий выявлено 980 нарушений требований лесного законодательства.

По фактам нарушений требований лесного законодательства возбуждено 630 дел об административном правонарушении, из которых рассмотрено 595 дел, назначено наказание в виде административных штрафов на общую сумму 14 000,6 тыс. руб.

Наказание в виде административных штрафов по типовым и массовым нарушениям при использовании лесов вынесено Департаментом по следующим составам правонарушений:

- ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 (далее – правила пожарной безопасности в лесах), в частности, непроведение очистки мест рубок от порубочных остатков, ненадлежащее укомплектование пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря) – привлечено к ответственности 305 лиц, наложено штрафов на общую сумму 6 669,9 тыс. руб.

- ст. 8.25 КоАП РФ (нарушение правил использования лесов, в частности проведение рубок без подачи лесной декларации, непредставление отчетности, оставление невывезенной древесины) – привлечено к ответственности 50 лиц, наложено штрафов на общую сумму 1 765,2 тыс. руб.

- ст. 8.31 КоАП РФ (нарушение правил санитарной безопасности в лесах, в частности загрязнение нефтяными отходами участков лесного фонда, сдвигание порубочных остатков к краю леса) – привлечено к ответственности 47 лиц, наложено штрафов на общую сумму 660,5 тыс. руб.

В 2019 году (по состоянию на 01.12.2019) в рамках проверок исполнения договорных обязательств проведена проверка 315 пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря.

По результатам проведенных проверок выявлено 10 нарушений требований правил пожарной безопасности в лесах.
По всем выявленным фактам ведется производство по делам об административных правонарушениях.

По результатам проведенного анализа за 2018 год выполнения арендаторами лесных участков противопожарного обустройства лесов в отношении 17 арендаторов выявлены нарушения правил пожарной безопасности в лесах. Департаментом по фактам нарушений ведется производство по делам об административных правонарушениях.

Сложившаяся в регионе судебная практика по результатам обжалования постановлений о назначении административного наказания за невыполнение мероприятий по воспроизводству лесов по ст. 8.27 КоАП РФ показала,
что в случае отсутствия в материалах дел об административных правонарушениях актов натурных осмотров лесных участков, на которых предусмотрены мероприятия по лесовосстановлению, постановления о назначении административных наказаний отменялись судом с возвращением дел на новое рассмотрение в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.

В 2019 году (по состоянию на 01.12.2019) лесной охраной, по результатам проведенных проверок исполнения договорных обязательств возбуждено 29 дел, из них рассмотрено 26 дел об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.27 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения данных дел назначено административное наказание в виде штрафов в размере 4 545
тыс. руб.

По состоянию на 02.12.2019 выявлено 220 фактов незаконной рубки лесных насаждений общим объемом 9,6 тыс. куб. м, с ущербом 54,1 млн. руб.

На основании переданных в правоохранительные органы материалов по фактам незаконных рубок в 2019 году
(по состоянию на 01.12.2019) возбуждено 211 уголовных дел. Привлечено к уголовной ответственности 28 лиц.

По результатам рассмотрения в 2019 году (по состоянию на 01.12.2019) дел об административных правонарушениях
к административной ответственности привлечено 666 лиц, общая сумма наложенных административных штрафов составила 17,4 млн. руб.

Также Департаментом совместно с правоохранительными органами организован контроль за транспортировкой древесины. В ходе работы в данном направлении в 2019 году остановлено 1 472 транспортных средств, выявлено 12 нарушений. По всем выявленным фактам ведется производство по делам об административных правонарушениях
по ч. 5 ст. 8.28.1 КоАП РФ.

Департаментом, а также подведомственным ему учреждением ОГКУ «Томсклес» в случаях непринятия мер
по добровольному устранению выявленных нарушений со стороны арендаторов лесных участков в отношении данных лиц ведется претензионно-исковая работа, направленная на принудительное устранение нарушений.

Кроме того, в целях предупреждения нарушений требований лесного законодательства Департаментом ведется профилактическая работа. В адрес арендаторов лесных участков Департаментом направлены предостережения
о недопустимости нарушений требований лесного законодательства.

В отношении лиц, использующих леса и допускающих систематические нарушения требований лесного законодательства, Департаментом ведется претензионно-исковая работа по расторжению договоров аренды лесных участков. Арбитражным судом Томской области рассмотрено 4 исковых заявления о расторжении договоров аренды лесных участков
за систематические нарушения требований лесного законодательства. По результатам рассмотрения дел заключено 4 мировых соглашения. В производстве Арбитражного суда Томской области в настоящее время находится на рассмотрении 1 исковое заявление о расторжении договора аренды лесного участка за систематические нарушения требований лесного законодательства, решение по делу судом не принято.

Кроме того, в рамках межведомственного взаимодействия прокуратурой Томской области совместно с Департаментом активно ведется работа по подаче в суды в отношении арендаторов лесных участков исковых заявлений о принудительном исполнении мероприятий по противопожарному обустройству лесов и проведении мероприятий по воспроизводству лесов.

В настоящее время Департаментом изучен опыт Министерства лесного хозяйства Красноярского края по приостановке деятельности по заготовке древесины в связи с нарушениями требований лесного законодательства на лесных участках переданных в аренду.

В целях реализации вышеуказанной практики на территории Томской области Департаментом подготовлено
и направлено исковое заявление в Кировский районный суд г. Томска о понуждении к устранению нарушений,
а также с требованием о приостановке деятельности до момента устранения в отношении организации, допустившего на арендованном лесном участке в границах Бакчарского лесничества многочисленные нарушения при заготовке древесины. Решением Кировского районного суда г. Томска от 03.04.2019 № 2-603/2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме, решение вступило в законную силу. Отделом судебных приставов по Бакчарскому району УФССП по Томской области возбуждено исполнительное производство.

10.10.2019 совместно с сотрудником отделом судебных приставов по Бакчарскому району УФССП по Томской области, с участием представителей арендатора проведен осмотр участков земель лесного фонда на предмет исполнения решения Кировского районного суда г. Томска от 03.04.2019 № 2-603/2019.

По результатам осмотра решение суда исполнено в полном объеме. Лесопользователем произведена очистка мест рубок от порубочных остатков используемых участков на общей площади 208,97 га.

Кроме того, Департаментом подготовлено и направлено исковое заявление в Первомайский районный суд г. Омска
о понуждении к устранению нарушений, а также с требованием о приостановке деятельности до момента устранения
в отношении организации, допустившего на арендованном лесном участке в границах Корниловского, Томского лесничеств многочисленные нарушения при заготовке древесины. В период рассмотрения дела судом организацией нарушения устранены в добровольном порядке.

 

Табл.1 Административное производство по нарушениям

№ п/п

Статья КоАП РФ

Кол-во дел

1.

7.9 КоАП РФ

6

2.

8.25 КоАП РФ

109

3.

8.26 КоАП РФ

69

4.

8.27 КоАП РФ

31

5.

8.28 КоАП РФ

8

6.

ч. 5 ст. 8.28.1 КоАП РФ

9

7.

8.31 КоАП РФ

49

8.

8.32 КоАП РФ

357

9.

ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ

1

10.

ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ

14

 

 

Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований

К типовым и массовым нарушениям при использовании лесных участков  относятся: нарушение правил использования лесов, нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Согласно пункту 4 статьи 12 Лесного кодекса защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов
и выполняемыми ими полезными функциями.

На основании  пункта 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута
или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Согласно приказу Рослесхоза от 29 февраля 2012 года № 69 проект освоения лесов содержит сведения о разрешенных видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов,
а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного  кодекса  Российской Федерации, - также о мероприятиях
по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.

Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, для проведения Экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения  лесов. Целью  Экспертизы  является  оценка  соответствия  проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации
и законодательству  Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 8, 9 приказа Рослесхоза от 21 февраля 2012 года № 62  «Правила использования лесов
для рекреационных целей», размещение временных построек, физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений допускается, прежде всего, на участках, не занятых деревьями и кустарниками, а при их отсутствии на участках, занятых наименее ценными лесными насаждениями, в местах, определенных в проекте освоения лесов.

Лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны:

- составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации;

- осуществлять использование лесов в соответствии с проектом  освоения лесов;

- соблюдать условия договора аренды лесного участка и решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

Использование  лесов  для  строительства, реконструкции, эксплуатации линейных  объектов регулируется статьёй 45 Лесного  кодекса  Российской Федерации и приказом Рослесхоза от 10.06.2011 № 223 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов».

Согласно пункту 7 приказа Рослесхоза от 10.06.2011 № 223 «Об утверждении  Правил  использования лесов
для строительства, реконструкции, эксплуатации  линейных  объектов» на лесных участках, предоставленных
в пользование  в  целях  строительства,  реконструкции линейных объектов использование лесов осуществляется
в соответствии с проектом освоения лесов.

На основании статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ и пункта 2 приложения № 1
к приказу Рослесхоза от 16.01.2015 № 17 лесной декларацией является заявление об использовании лесов
в соответствии с проектом  освоения  лесов. Ежегодно  лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного  самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, лицами, которым лесные участки  предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду.

Согласно пункту 1 статьи 49 Лесного кодекса Российской Федерации отчет об использовании лесов (информация
об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация) представляется  гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы  местного самоуправления
в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.

В соответствии с приказом Минприроды от 21.08.2017 № 451 «Об утверждении перечня информации, включаемой
в отчёт об использовании лесов, формы и порядка представления отчёта об использовании лесов, а также требований
к формату отчета об использовании лесов в электронной форме» отчет представляется ежемесячно, не позднее  десятого числа месяца, следующего за отчетным (при использовании лесов в целях заготовки древесины, а также  при использовании лесов
в иных целях, при которых осуществлялись рубки лесных насаждений). В случаях, если при использовании лесов
не осуществлялись рубки лесных насаждений, отчет представляется ежегодно, не позднее десятого января года, следующего
за отчетным.

Отчеты представляются гражданами и юридическими лицами в органы государственной власти, уполномоченные
на ведение государственного лесного реестра на соответствующей территории.

Граждане, осуществляющие заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, должны представлять отчет один раз по итогам окончания лесозаготовительных работ, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным.

На основании статьи 60 Лесного кодекса Российской Федерации отчет об охране и о защите лесов представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах
их полномочий,  определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса. Форма отчета об охране и о защите лесов, а также порядок его представления устанавливается  уполномоченным  федеральным  органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 9 марта 2017 года № 78 «Об утверждении перечня информации, включаемой
в отчёт об охране лесов от пожаров, формы и порядка представления отчёта об охране лесов от пожаров,
а также требований к формату отчёта об охране лесов от пожаров в электронной форме, перечня информации, включаемой
в отчёт о защите лесов, формы и порядка представления отчёта о защите  лесов, а также требований
к формату отчёта о защите лесов в электронной форме» утвержден перечень информации, включаемой в отчеты
об охране лесов от  пожаров, о защите лесов,  формы и порядок представления отчетов. Данным порядком определено,
что отчет представляется непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных
и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования,
в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Отчет представляется ежеквартально, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в отчетном квартале не предусмотрены мероприятия по охране лесов от пожаров, отчет представляется ежегодно, не позднее десятого января года, следующего
за отчетным.

В отчете приводится информация о фактических объемах мероприятий по охране и защите лесов, нарастающим итогом
с начала года по состоянию на конец отчетного периода.

В соответствии со статьёй 51 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ леса подлежат охране
от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите
от вредных организмов.

В соответствии со статьей 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ  предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения
и тушения лесных пожаров.

На  основании части 3 этой же статьи меры противопожарного устройства лесов на лесных участках, предоставленных
в аренду, осуществляются лицами,  использующими  леса  на  основании  проекта  освоения  лесов,  на основании части  5 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя:

- приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря;

- содержание  пожарной  техники  и  оборудования,  систем  связи  и оповещения;

- создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

На основании части 7 этой же статьи виды средств предупреждения и тушения  лесных  пожаров,  нормативы  обеспечения  данными  средствами  лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом  исполнительной  власти.  Правила  пожарной  безопасности  в  лесах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила пожарной безопасности в лесах, утверждённые постановлением  Правительства  Российской  Федерации
от 30.06.2007 № 417 (далее – Правила), устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах
при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах,
а также при пребывании  граждан  в  лесах  и  являются обязательными  для  исполнения  органами  государственной  власти,  органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

В соответствии с пунктом 8 Правил в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней  погоды  или образования снежного покрова в лесах запрещается:

а)  разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок
(на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой,
а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. После завершения  сжигания  порубочных  остатков  или  использования  с  иной  целью костер  должен  быть  тщательно  засыпан  землей 
или залит  водой  до  полного прекращения тления;

б) бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки
и др.);

в) употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;

г)  оставлять  промасленные  или  пропитанные  бензином,  керосином  или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;

д) заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе  двигателя,  использовать  машины  с  неисправной  системой  питания двигателя,  а  также  курить  или  пользоваться  открытым  огнем вблизи  машин, заправляемых горючим.

Пунктом 9 Правил запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами
и мусором.

В  соответствии  с  пунктом  9.1  Правил органы  государственной  власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские   (фермерские)   хозяйства,   общественные   объединения, индивидуальные  предприниматели,  должностные  лица,  граждане  Российской Федерации,  иностранные  граждане,  лица  без  гражданства,  владеющие, пользующиеся
 и  (или)  распоряжающиеся  территорией,  прилегающей  к  лесу, обеспечивают  ее  очистку  от  сухой  травянистой  растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на  полосе  шириной  не  менее  10  метров  от  леса  либо  отделяют  лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Пунктами 16, 17 Правил при  проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

В  случаях когда граждане и юридические лица, осуществляющие использование лесов, обязаны сохранить подрост и молодняк, применяются преимущественно безогневые способы очистки мест рубок (лесосек)  от порубочных остатков.

При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:

а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;

б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания 
или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров 
от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ;

в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

В соответствии с пунктом 3 «а» Правил, меры противопожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное устройство лесов и обеспечение средствами  предупреждения и тушения лесных пожаров).

В  соответствии с пунктом 5 указанных  Правил меры пожарной безопасности в лесах, предусмотренные подпунктом  «а» пункта 3 Правил, пожарной безопасности в лесах, на лесных участках предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

В соответствии с пунктом 13 «в» Правил юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны: соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные Министерством  природных ресурсов Российской Федерации, содержать средства пожаротушения в период пожароопасного сезона
в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов утверждены приказом Министерства природных  ресурсов Российской Федерации от 28.03.2014 № 161.

В соответствии с пунктом 14 Правил перед началомпожароопасного сезона юридическиелица, осуществляющие использование лесов, обязаны провести инструктаж своих работников, а также участников массовых мероприятий, проводимых ими в лесах,о соблюдении требований настоящих Правил, а также о способах тушения лесных пожаров.

 

Анализ практики за 6 месяцев 2019 года.pdf

Опубликовано:2019-07-17 10:31 | Обновлено:2019-07-17 10:31