Анализ правоприменительной практики осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)

УТВЕРЖДАЮ

И.о. начальника Департамента

лесного хозяйства Томской области

___________________ И.В. Янко

«____»_______________2019 год

Анализ  правоприменительной практики осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) Департаментом лесного хозяйства Томской области, ОГКУ «Томсклес» и его филиалами
за 6 месяцев  2019 года

Департамент лесного хозяйства Томской области (далее – Департамент) исполняет функции по федеральному государственному лесному надзору (лесная охрана), федеральному государственному пожарному надзору в лесах.

Все нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Департамента по выполнению надзорных функций приняты и опубликованы в порядке, установленном законодательством. Признаки их коррупционности отсутствуют. Принятые на областном уровне нормативные правовые акты опубликованы в свободном доступе
на официальном сайте Департамента в сети Интернет.

Федеральный государственный лесной надзор на территории Томской области осуществляется следующими структурными подразделениями Департамента: комитетом государственного лесного и пожарного надзора, отделом охраны и защиты лесов, а также подведомственным Департаменту Областным государственным казенным учреждением «Томское управление лесами» (далее – ОГКУ «Томсклес») и его филиалами.

При осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охране) проводятся:

- проверки (плановые/ внеплановые, документарные/выездные);

- мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (плановые рейдовые осмотры(обследования) лесных участков и патрулирование);

- административные расследования;

- производство по делам об административных правонарушениях.

Правоприменительная практика организации и проведения федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)

В соответствии с требованиями федерального закона от 26.12.2007 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и утверждённым планом проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за 1 квартал 2019 года Департаментом, а также ОГКУ «Томсклес») и его филиалами проведено 3 внеплановых проверок по выполнению предписаний по устранению нарушений требований лесного законодательства, выявленных в результате проверок,
1 плановая проверка

По результатам проведения проверок выявлено 1 нарушение требований законодательства (невыполнение
в установленный срок предписаний об устранении нарушений требований лесного законодательства, выявленных
в результате проверок), 2 нарушения требований лесного законодательства, выдано 2 предписания об устранении нарушений требований лесного законодательства, выявленных при проведении проверки.

По итогам перового полугодия 2019 года на территории Томской области проведено 4 522 контрольно-надзорных мероприятия направленных на выявление и пресечение нарушений требований лесного законодательства.

По результатам проведенных проверочных мероприятий выявлено 409 нарушений. Основными административными нарушениями являются нарушения правил пожарной безопасности в лесах, а также нарушения договорных обязательств. Выявлено 69 фактов незаконной рубки лесных насаждений общим объемом 3,7 тыс. куб. м, с ущербом 22,2 млн. руб.

На основании переданных в правоохранительные органы материалов по фактам незаконных рубок в текущем году возбуждено 69 уголовных дел. Привлечено к уголовной ответственности 5 лиц.

По результатам рассмотрения в первом полугодии 2019 года дел об административных правонарушениях
к административной ответственности привлечено 241 лицо, общая сумма наложенных административных штрафов составила 5,7 млн. руб.

На территории Томской области организован контроль за пунктами приема и отгрузки древесины, позволяющий выявлять не только нарушения лесного законодательства, но и миграционного, экологического, а также требований пожарной безопасности при обращении с отходами лесопиления.

В первом полугодии 2019 года в ходе такой работы проверено 86 пунктов приема и отгрузки древесины, выявлено 47 нарушений требований Закона Томской области от 18.02.2013 № 24-ОЗ «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Томской области», регулирующего их деятельность, а также 38 нарушений требований экологического законодательства и 4 нарушения миграционного законодательства.

Также Департаментом совместно с правоохранительными органами организован контроль за транспортировкой древесины. В ходе работы в данном направлении в первом полугодии 2019 года остановлено 843 транспортных средств, выявлено 6 нарушений. По всем выявленным фактам ведется производство по делам об административных правонарушениях.

 

Табл.1 Административное производство по нарушениям

Наименование показателя

Ед. изм.

Возбуждено дел об административных
правонарушениях

Материалы об административных правонарушениях, полученные из других органов

Рассмотрено дел об
административных
правонарушениях

Привлечено к
административной
ответственности

Назначено
административных 
штрафов

Граж-дан

Должн. лиц

Юрид. лиц

Граж-дан

Должн. лиц

Юрид. лиц

Граж-дан

Должн. лиц

Юрид. лиц

Граж-дан

Должн. лиц

Юрид. лиц

Граж-дан

Должн. лиц

Юрид. лиц

Всего административных правонарушений

ед.

151

52

120

5

7

4

120

62

108

117

44

80

44

35

76

тыс. руб.

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

90,3

1 367,5

4 265,0

           в том числе:
Самовольное занятие лесных участков
(ст. 7.9 КоАП)

ед.

1

2

1

 

 

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

тыс. руб.

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

20,0

50,0

205,0

Нарушение правил использования лесов
(ст. 8.25 КоАП)

ед.

10

12

48

 

 

 

8

26

46

5

11

18

4

9

15

тыс. руб.

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

3,4

334,0

955,0

Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов
(ст. 8.26 КоАП)

ед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тыс. руб.

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

 

 

 

Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений (ст. 8.28 КоАП)

ед.

9

 

 

4

 

 

4

 

 

4

 

 

4

 

 

тыс. руб.

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

12,0

 

 

в том числе:
за приобретение, хранение, перевозку или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (ч.3 ст.8.28 КоАП)

ед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тыс. руб.

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

 

 

 

Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней (ст. 8.28.1 КоАП)

ед.

 

5

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тыс. руб.

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

 

 

 

в том числе:
за нарушение порядка учета древесины
(ч.3 ст.8.28.1 КоАП)

ед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тыс. руб.

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

 

 

 

транспортировка древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа
(ч.5 ст.8.28.1 КоАП)

ед.

 

5

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тыс. руб.

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

 

 

 

Нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31 КоАП)

ед.

 

1

24

 

 

 

 

2

22

 

1

22

 

1

22

тыс. руб.

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

 

1,5

359,0

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах
(ст. 8.32 КоАП)

ед.

131

30

43

1

7

3

107

31

38

107

30

38

35

23

37

тыс. руб.

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

54,9

977,0

2 526,0

Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ч. 1 ст. 19.5 КоАП)

ед.

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тыс. руб.

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

 

 

 

Уклонение от исполнения административного наказания (ч. 1 ст. 20.25 КоАП)

ед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тыс. руб.

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

 

 

 

Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП)

ед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тыс. руб.

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

 

 

 

Прочие правонарушения

ед.

 

2

2

 

 

 

 

2

1

 

1

1

 

1

1

тыс. руб.

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

 

5,0

220,0

Правоприменительная практика соблюдения обязательных требований

К типовым и массовым нарушениям при использовании лесных участков  относятся: нарушение правил использования лесов, нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Согласно пункту 4 статьи 12 Лесного кодекса защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием  лесов  при  условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных  лесов
и выполняемыми ими полезными функциями.

На основании  пункта 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.

Согласно приказу Рослесхоза от 29 февраля 2012 года № 69 проект освоения лесов содержит сведения
о разрешенных видах и проектируемых объемах  использования  лесов,  мероприятиях  по  охране, защите
и воспроизводству лесов, по созданию объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного  кодекса  Российской Федерации, - также о мероприятиях по строительству, реконструкции и эксплуатации объектов, не связанных
с созданием лесной инфраструктуры.

Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду
(далее - Лесопользователи), для проведения Экспертизы проекта освоения лесов подают в органы государственной власти
или органы местного самоуправления письменное заявление с приложением проекта освоения  лесов. Целью  Экспертизы  является  оценка  соответствия  проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества (лесопарка), лесному плану субъекта Российской Федерации и законодательству  Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 8, 9 приказа Рослесхоза от 21 февраля 2012 года № 62  «Правила использования лесов
для рекреационных целей», размещение временных   построек, физкультурно-оздоровительных, спортивных
и спортивно-технических сооружений допускается, прежде всего, на участках, не занятых деревьями и кустарниками,
а при их отсутствии на участках, занятых наименее ценными лесными насаждениями, в местах, определенных в проекте освоения лесов.

Лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, обязаны:

- составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации;

- осуществлять использование лесов в соответствии с проектом  освоения лесов;

- соблюдать условия договора аренды лесного участка и решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование;

Использование  лесов  для  строительства, реконструкции, эксплуатации линейных  объектов регулируется статьёй 45 Лесного  кодекса  Российской Федерации и приказом Рослесхоза от 10.06.2011 № 223 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов».

Согласно пункту 7 приказа Рослесхоза от 10.06.2011 № 223 «Об утверждении  Правил  использования  лесов
для строительства, реконструкции, эксплуатации  линейных  объектов» на лесных участках, предоставленных
в пользование  в  целях  строительства,  реконструкции линейных объектов использование лесов осуществляется
в соответствии с проектом освоения лесов.

На основании статьи 26 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ и пункта 2 приложения № 1
к приказу Рослесхоза от 16.01.2015 № 17 лесной декларацией является заявление об использовании лесов
в соответствии с проектом  освоения  лесов. Ежегодно  лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного  самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, лицами, которым лесные участки  предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование
или в аренду.

Согласно пункту 1 статьи 49 Лесного кодекса Российской Федерации отчет об использовании лесов (информация
об объеме изъятых лесных ресурсов, их товарной структуре, другая информация) представляется  гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, в органы государственной власти, органы  местного самоуправления
в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса.

В соответствии с приказом Минприроды от 21.08.2017 № 451 «Об утверждении перечня информации, включаемой
в отчёт об использовании лесов, формы и порядка представления отчёта об использовании лесов, а также требований
к формату отчета об использовании лесов в электронной форме» отчет представляется ежемесячно, не позднее  десятого числа месяца, следующего за отчетным (при использовании лесов в целях заготовки древесины, а также  при использовании лесов
в иных целях, при которых осуществлялись рубки лесных насаждений). В случаях, если при использовании лесов
не осуществлялись рубки лесных насаждений, отчет представляется ежегодно, не позднее десятого января года, следующего
за отчетным.

Отчеты представляются гражданами и юридическими лицами в органы государственной власти, уполномоченные
на ведение государственного лесного реестра на соответствующей территории.

Граждане, осуществляющие заготовку древесины для собственных нужд на основании договоров купли-продажи лесных насаждений, должны представлять отчет один раз по итогам окончания лесозаготовительных работ, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным.

На основании статьи 60 Лесного кодекса Российской Федерации отчет об охране и о защите лесов представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах
их полномочий,  определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса. Форма отчета об охране и о защите лесов, а также порядок его представления устанавливается  уполномоченным  федеральным  органом исполнительной власти.

Приказом Минприроды России от 9 марта 2017 года № 78 «Об утверждении перечня информации, включаемой
в отчёт об охране лесов от пожаров, формы и порядка представления отчёта об охране лесов от пожаров,
а также требований к формату отчёта об охране лесов от пожаров в электронной форме, перечня информации, включаемой
в отчёт о защите лесов, формы и порядка представления отчёта о защите  лесов, а также требований
к формату отчёта о защите лесов в электронной форме» утвержден перечень информации, включаемой в отчеты
об охране лесов от  пожаров, о защите лесов,  формы и порядок представления отчетов. Данным порядком определено,
что отчет представляется непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных
и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования,
в том числе сети «Интернет», включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Отчет представляется ежеквартально, не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В случаях, если проектом освоения лесов, лесохозяйственным регламентом в отчетном квартале не предусмотрены мероприятия по охране лесов от пожаров, отчет представляется ежегодно, не позднее десятого января года, следующего
за отчетным.

В отчете приводится информация о фактических объемах мероприятий по охране и защите лесов, нарастающим итогом
с начала года по состоянию на конец отчетного периода.

В соответствии со статьёй 51 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ леса подлежат охране
от пожаров, загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите
от вредных организмов.

В соответствии со статьей 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ  предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения
и тушения лесных пожаров.

На  основании части 3 этой же статьи меры противопожарного устройства лесов на лесных участках, предоставленных
в аренду, осуществляются лицами,  использующими  леса  на  основании  проекта  освоения  лесов,  на основании части  5 статьи 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя:

- приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря;

- содержание  пожарной  техники  и  оборудования,  систем  связи  и оповещения;

- создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

На основании части 7 этой же статьи виды средств   предупреждения и тушения  лесных  пожаров,  нормативы  обеспечения  данными  средствами  лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом  исполнительной  власти.  Правила  пожарной  безопасности  в  лесах, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила пожарной безопасности в лесах, утверждённые постановлением  Правительства  Российской  Федерации 
от  30.06.2007 № 417 (далее – Правила), устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах
при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности  в  лесах,
а  также  при  пребывании  граждан  в  лесах  и  являются обязательными  для  исполнения  органами  государственной  власти,  органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

В  соответствии  с  пунктом  8  Правил в период  со  дня  схода  снежного покрова  до  установления  устойчивой  дождливой  осенней  погоды  или образования снежного покрова в лесах запрещается:

а)  разводить  костры  в  хвойных  молодняках,  на  гарях,  на  участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до  минерального  слоя  почвы)  полосой  шириной  не  менее  0,5  метра.  После завершения  сжигания  порубочных  остатков  или  использования  с  иной  целью костер  должен  быть  тщательно  засыпан  землей  или  залит  водой  до  полного прекращения тления;

б) бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки
и др.);

в) употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;

г)  оставлять  промасленные  или  пропитанные  бензином,  керосином  или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;

д) заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе  двигателя,  использовать  машины  с  неисправной  системой  питания двигателя,  а  также  курить  или  пользоваться  открытым  огнем вблизи  машин, заправляемых горючим.

Пунктом 9 Правил запрещается засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами
и мусором.

В  соответствии  с  пунктом  9.1  Правил органы  государственной  власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские   (фермерские)   хозяйства,   общественные   объединения, индивидуальные  предприниматели,  должностные  лица,  граждане  Российской Федерации,  иностранные  граждане,  лица  без  гражданства,  владеющие, пользующиеся
 и  (или)  распоряжающиеся  территорией,  прилегающей  к  лесу, обеспечивают  ее  очистку  от  сухой  травянистой  растительности,  пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на  полосе  шириной  не  менее  10  метров  от  леса  либо  отделяют  лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.

Пунктами  16, 17  Правил при  проведении  рубок  лесных  насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.

В  случаях  когда  граждане  и  юридические  лица,  осуществляющие использование  лесов,  обязаны  сохранить  подрост  и  молодняк,  применяются преимущественно  безогневые  способы  очистки  мест  рубок  (лесосек)  от порубочных остатков.

При проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются:

а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время;

б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для  перегнивания,  сжигания 
или  разбрасывание  их  в  измельченном  виде  по площади  места  рубки  (лесосеки)  на  расстоянии  не  менее  10  метров 
от прилегающих  лесных  насаждений.  Расстояние  между  валами  должно  быть  не менее 20 метров, если оно
не обусловлено технологией лесосечных работ;

в) завершение сжигания порубочных остатков при огневом способе очистки мест рубок (лесосек) до начала пожароопасного сезона. Сжигание порубочных остатков от летней заготовки древесины и порубочных остатков, собранных при весенней доочистке мест рубок (лесосек), производится осенью, после окончания пожароопасного сезона.

В соответствии  с  пунктом  3  «а»  Правил,  меры противопожарной безопасности в лесах включают в себя предупреждение лесных пожаров (противопожарное устройство лесов и обеспечение средствами  предупреждения
и тушения лесных пожаров).

В  соответствии  с  пунктом  5  указанных  Правил  меры  пожарной безопасности  в  лесах,  предусмотренные  подпунктом  «а»  пункта  3  Правил, пожарной безопасности в лесах, на лесных участках предоставленных в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

В  соответствии  с  пунктом  13 «в» Правил юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов, обязаны: соблюдать нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утвержденные  Министерством  природных  ресурсов  Российской  Федерации, содержать  средства  пожаротушения  в  период  пожароопасного  сезона
в готовности, обеспечивающей возможность их немедленного использования.

Нормы  наличия  средств  пожаротушения  в  местах  использования  лесов  утверждены  приказом  Министерства  природных  ресурсов Российской Федерации  от 28.03.2014 № 161.

В соответствии с пунктом14Правил передначаломпожароопасногосезонаюридическиелица,осуществляющие использование лесов, обязаны провести инструктаж своих работников, а также участниковмассовыхмероприятий,проводимыхимивлесах,особлюдении требований настоящих Правил, а также о способах тушения лесных пожаров.

Анализ практики за 1 квартал 2019.pdf

Опубликовано:2019-07-17 10:31 | Обновлено:2019-07-17 10:31