Авиалесоохрана технике доверяет, но лично проверяет

2018-08-06 11:18

Авиалесоохрана технике доверяет, но лично проверяет

Вера Долженкова

Давненько я не привозила из командировки знакомства с такими невероятно интересными людьми, такое обилие профессиональной информации и такие чумовые эмоции! Уже на взлете почти игрушечного самолетика (всего каких-то 240 «лошадей), правда вместившего приличную по весу компанию, стало ясно – полет над томской тайгой в поисках возможных пожаров станет для команды «ТН» событием. Разбег Cessna начала под… песню. Пока пилот-инструктор Елена Толоконина вела машину к взлету, сидевшая рядом пилот-инструктор Елена Абрамова запела: «Он сказал – поехали…» К ней тут же присоединились «Томские новости»: «… И взмахнул рукой, словно вдоль по Питерской, Питерской пронесся над землей…» Получилось не очень стройно, но душевно и патриотично.

Сибирский огонек

Берем курс в сторону Кедрового и с высоты примерно 600 метров начинаем придирчиво вглядываться в то, что происходит внизу.

Дымточка – так на сленге тех, кто охраняет леса от пожаров, называется любое возгорание. Наша задача – обнаружить самый незначительный дымок.

– Обнаружить и мгновенно доложить об увиденном в центральную диспетчерскую, – разъясняет алгоритм своей работы летчик-наблюдатель (на местном языке – летнаб) с говорящей в этой ситуации фамилией Соколов. – Конечно, перед этим необходимо определить четкие координаты возгорания, по возможности понять, какой способ ликвидации этого огня будет наиболее эффективным, чем может осложниться здесь высадка наших десантников и парашютистов… То есть мониторинг ситуации должен быть предельно подробным и насыщенным, поэтому у нас в арсенале много самых разнообразных карт и методов выяснения категории возгорания.

Иван Соколов знает, о чем говорит. Представитель авиалесоохранной династии (его отец Виктор Георгиевич Соколов уже больше 40 лет работает в Каргасокском подразделении Томской базы авиационной охраны лесов) сегодня командирован в Томск, специально для обслуживания нашего разведывательного марш-броска. Иван имеет доступ к работе летчиком-наблюдателем на Ан-2, Ми-8, Robinson и Cessna. Именно этот авиапарк задействован нынче в регионе на мониторинге и тушении пожаров.

– Не везет нам что-то! – кричу в микрофон наушников. – Чисто внизу, ни дымка, ни огонька…

– Да это же прекрасно, – комментирует мое разочарование летнаб. – Сегодня – 1 августа – в Томской области действительно нет ни одного действующего лесного пожара. А соседям несладко сейчас. У красноярцев вон сразу 126 пожаров! Июль для Авиалесоохраны был во всех смыслах жаркий: 1,2 миллиона гектаров полыхало. Вот такой вот сибирский огонек.

Запаниковавший спутник

Это сегодня летнаб Соколов спокоен и даже немного лиричен: «Посмотрите налево – какая невероятная красота! Посмотрите направо – как чудно солнце в Томи отражается!» А еще четыре дня назад он участвовал в тушении пожара в районе Среднего Васюгана. Над очагом возгорания в лесу пролетал гражданский борт. У летчиков есть железное правило: увидел неладное – дай знать кому надо. Диспетчер Томской базы авиаохраны лесов принял сообщение – и понеслось. Иван Соколов оперативно собрал команду из пяти парашютистов – каргасокских и парабельских. Ребята со всем своим нехитрым скарбом (амуниция, лопаты, тушенка-сгущенка) погрузились в Ан-2. В задачу сопровождающего такую группу входят и выбор места выброски парашютистов, и безопасной точки их базирования, и определение состава лесного массива, и наличие рядом населенных пунктов, и… Таких «и» наберется с десяток.

480 часов запланировано в 2018 году на мониторинг лесов Томской области, налетали уже 309 часов 20 минут

– Пожар тот бушевал на территории 30 гектаров, – вспоминает летнаб Соколов, на счету которого в этом сезоне шесть обнаруженных возгораний. – Некоторое время спустя стало понятно, что наша отважная пятерка не в силах противостоять сильному ветру, который разносил огонь по сторонам с большой скоростью. Приняли решение уже на Ми-8 доставить к пожару подкрепление – десантников (это пожарные, которые спускаются на землю не на парашютах, а с помощью спускового роликового устройства). Десять человек прибыли к месту огня быстро. За сутки огонь был побежден.

Июль с его жарой принес региону 5-й класс пожароопасности. Для сравнения: сегодня на землях лесного фонда области этот класс равен 1,7. Поэтому наш полет больше похож на урок географии, знакомство с просторами области. Начинаем философствовать. Под крылом самолета и впрямь – зеленое море тайги. Какая только зелень не бьет в глаза! Наперебой, желая перещеголять друг друга, вспоминаем официально существующие оттенки зеленого: бирюзовый, воздушный, нефритовый, росы на листе, весеннего бутона, династии Мин, изумрудная зелень, хаки… А вот для наших бесподобных васюганских болот следует придумать особенную палитру. Десятки красок сошлись в гармонии и живут своей жизнью.

– Хорошо, когда в эту жизнь не вмешиваются никакие стихии, – улыбается Соколов, продолжая нещадно эксплуатировать единственный «прибор», используемый во время патрулирования леса, – глаза. Именно глаза летнаба – самая надежная лакмусовая бумажка, контролирующая действия навороченных космических спутников, которые фиксируют в тайге возгорания и посылают информацию о них на землю. Уже случалось, что спутник передает SOS, дескать, пожар в квадрате N. А патруль, подлетев к этому квадрату, выясняет, что это не огонь, а всего-навсего отблески воды в озере. Бывает, что запаниковавший спутник за пожар принимает дым от костерка рыбаков-охотников и опять бьет тревогу. Так что без крылатого патруля томским лесам никак не обойтись.

Елены летучие

В последнее время в области заметно меняется (не корректируется) политика охраны лесов. Сейчас процесс разделен на два этапа: мониторинг лесов и тушение пожаров в них. С начала года на территории региона ликвидировано 64 лесных пожара. Благодаря хорошо организованному мониторингу 54 из них были ликвидированы с момента обнаружения в течение суток, а 12 тушились в авиационной зоне применения сил и средств. На мониторинге задействованы вертолет Robinson R-44, два самолета Ан-2 и одна миниатюрная (240 лошадиных сил) красавица Cessna.

В регионе она используется впервые, и если вертолет принадлежит области, то самолет арендован у частного владельца. Cessna управляют две Елены Прекрасные. Они же – Премудрые. Кроме того, что пилот-инструктор Елена Абрамова еще и заместитель начальника Томского аэроклуба ДОСААФ, а пилот-инструктор Елена Толоконина – командир самолетного звена, мастер спорта СССР по самолетному спорту, призер всероссийских соревнований. Работы у них всегда хватает. Растет стремление томичей управлять самолетами – частных пилотов в регионе уже больше десятка, и все они прошли через руки Елен. Другой солидный и очень важный пласт их деятельности – сотрудничество с Сибирским авиационным кадетским корпусом имени Покрышкина. Корпус базируется в Новосибирске, но летать на самолетах парни учатся именно в Томске.

А нынче Елены впервые получили возможность посотрудничать с Авиалесоохраной.

– Новое – это всегда интересно, – подтверждает Елена Абрамова. – Мы как разведчики. Уже и язык ребят понимаем, и сами постоянно вглядываемся вниз – нет ли где поблизости дымточки?

В этом патрулировании ни одной дымточки мы так и не обнаружили. Залихватского репортажа на нерве не получилось. Зато получилось немного рассказать о тех, кто всеми силами старается преградить красному петуху дорогу в томские леса.

Фото: Евгений Тамбовцев

ЧИТАТЬ В ИСТОЧНИКЕ

Опубликовано:2018-08-06 11:18