Программа профилактики нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований лесного законодательства на 2019 год

 |Утверждена распоряжением Департамента лесного хозяйства Томской области от 02.07.2019 №0544

 

Программа профилактики нарушений юридическими лицами
и индивидуальными предпринимателями обязательных требований лесного законодательства на 2019 год при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в лесах, расположенных на землях лесного фонда на территории Томской области

I. Общие положения

 

1. Настоящая Программа профилактических мероприятий, направленных
на предупреждение нарушений обязательных требований, разработана в целях предупреждения нарушения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований, соблюдение которых оценивается Департаментом лесного хозяйства Томской области (далее – Департамент)
и его подведомственным учреждением ОГКУ «Томсклес» при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесная охрана) и федерального государственного пожарного надзора в лесах, расположенных на землях лесного фонда на территории Томской области, устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушению таких обязательных требований.

2. Программа разработана Департаментом в целях реализации положений:
статьи 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ);

3. В настоящей Программе используются следующие основные понятия:

- профилактические мероприятия - мероприятия, проводимые Департаментом лесного хозяйства Томской области и его подведомственным учреждением
ОГКУ «Томсклес» в целях предупреждения возможного нарушения подконтрольными субъектами (и (или) неопределенным кругом лиц) обязательных требований, направленные на снижение рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям и отвечающие следующим признакам:

1) реализация Департаментом и его подведомственным учреждением
ОГКУ «Томсклес» в отношении неопределенного круга лиц или в отношении конкретных подконтрольных субъектов (объектов);

2) отсутствие принуждения и рекомендательный характер для подконтрольных субъектов;

3) отсутствие неблагоприятных последствий (взыскание ущерба, выдача предписаний, привлечение к ответственности) для подконтрольных субъектов,
в отношении которых они реализуются.

- обязательные требования - требования к деятельности хозяйствующих субъектов, используемым ими производственным объектам, имеющие обязательный характер и установленные в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты
и воспроизводства лесов;

- подконтрольные субъекты - юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, но осуществляющие профессиональную приносящую доход деятельность в соответствии с федеральными законами
на основании государственной регистрации, лицензии или в силу членства
в саморегулируемой организации, в отношении которых федеральными законами предусмотрено осуществление государственного контроля (надзора), физические лица, обратившиеся в уполномоченный государственный орган с заявлением
о присвоении одного из вышеуказанных статусов, а также государственные органы
и органы местного самоуправления при осуществлении ими вне рамок своих властных полномочий обычной хозяйственной деятельности (в части соблюдения обязательных требований, предъявляемых к организациям независимо
от их ведомственной принадлежности).

4. Срок реализации Программы – 2019 год.

 

II. Цели Программы

 

5. Целями проведения профилактических мероприятий являются:

- повышение прозрачности системы федерального государственного контроля (надзора) в целом и контрольно-надзорной деятельности Департамента
и его подведомственного учреждения ОГКУ «Томсклес»;

- снижение административных и финансовых издержек, как Департамента
и его подведомственного учреждения ОГКУ «Томсклес», так и подконтрольных субъектов по сравнению с ведением контрольно-надзорной деятельности исключительно путем проведения контрольно-надзорных мероприятий;

- предупреждение нарушения подконтрольными субъектами обязательных требований, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению обязательных требований;

- мотивация к добросовестному поведению и, как следствие, снижение уровня вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;

- снижение административной нагрузки на подконтрольные субъекты;

- разъяснение подконтрольным субъектам обязательных требований.

 

III. Задачи Программы

 

6. Проведение профилактических мероприятий позволит решить следующие задачи:

- формирование одинакового понимания обязательных требований у всех участников контрольно-надзорной деятельности, осуществляемой Департаментом
и его подведомственным учреждением ОГКУ «Томсклес» в установленной сфере компетенции;

- выявление причин, факторов и условий, способствующих нарушению обязательных требований, определение способов устранения или снижения рисков
их возникновения;

- установление зависимости видов, форм и интенсивности профилактических мероприятий от особенностей конкретных подконтрольных субъектов.

IV. Обзор правоприменительной практики за 2018 год

 

7. В рамках осуществления федерального государственного лесного надзора           и федерального государственного пожарного надзора в лесах в 2018 году Департаментом и ОГКУ «Томсклес» проведено 14 проверок, в том числе: 11 плановых, 3 внеплановых (в первом полугодии 2018 г. проведено 3 проверки:
3 плановые проверки, внеплановые проверки не проводились).

Внеплановые проверки проводились на основании п. 1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ – истечение срока исполнения ранее выданного предписания,
а также на основании п. 3 ч. 2 ст.10 Закон № 294-ФЗ – на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

По итогам проверок:

- выявлено 16 нарушений лесного законодательства,

- выдано 4 предписаний,

- назначены наказания в виде административных штрафов (10 дел).

Эксперты и экспертные организации к участию в мероприятиях по контролю
не привлекались.

Случаев причинения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществлялись контрольно-надзорные мероприятия, вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, имуществу физических и юридических лиц, безопасности государства,
а также случаев возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не зафиксировано.

Риск-ориентированный подход при организации и осуществлении федерального государственного лесного надзора и федерального государственного пожарного надзора в лесах не применялся.

В 2018 году проведены мероприятия по профилактике нарушений требований лесного законодательства. В отношении всех лиц, деятельность которых подлежит государственному контролю, направлены предостережения о необходимости соблюдения требований законодательства, а также условий договоров аренды лесных участков. Кроме того, опубликовано более 200 сообщений в средствах массовой информации, направленных на профилактику нарушений требований лесного законодательства.

Мероприятия по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля, с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями                  не проводились;

В 2018 году на основании п. 3 ч. 2 ст. 10 Закон № 294-ФЗ – на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора
за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам
и обращениям, проведена 1 внеплановая проверка в отношении микропредприятия.

На регулярной основе осуществляется контроль за деятельностью пунктов приема и отгрузки древесины, являющихся ключевым звеном в схеме оборота древесины на территории Томской области. В 2018 году выявлено 113 нарушений требований Закона Томской области от 18.02.2013 № 24-ОЗ «Об организации деятельности пунктов приема и отгрузки древесины на территории Томской области», регулирующего их деятельность. Наложено административных штрафов на общую сумму 2 700 тыс. руб., взыскано 1 145 тыс. руб.

При контроле за транспортировкой древесины в 2018 году проведено 841 профилактическое мероприятие, в том числе 429 совместно с правоохранительными органами. По итогам проведенных мероприятий проверено 1 537 сопроводительных документов, выявлено 31 нарушение, мировым судом наложено административных штрафов на сумму 680 тыс. руб.

С целью привлечения виновных лиц к уголовной ответственности в 2018 году направлено в правоохранительные органы 246 материалов о лесонарушениях,                по ним возбуждено 234 уголовных дел.

По итогам 2018 года в Томской области за совершение незаконной рубки                  и повреждение лесных насаждений привлечено к уголовной ответственности 44 лица, к административной ответственности привлечено 5 лиц.

По фактам незаконных рубок леса, хищения древесины Департаментом направлено в суды 12 исковых заявления о возмещении ущерба, причинённого лесам, на общую сумму 7,2 млн. руб.

Присуждено судами в возмещение ущерба 5,5 млн. руб., по части дел судебные разбирательства продолжаются. В рамках уголовных дел, при представлении интересов Российской Федерации, при взаимодействии с прокуратурой Томской области, меры к возмещению ущерба принимаются органами прокуратуры.

В ряде случаев лица, осуществившие незаконную рубку леса, контролирующими и правоохранительными органами не установлены, что исключило возможность принятия мер для принудительного взыскания возмещения ущерба, причинённого лесам расположенных на землях лесного фонда.

В результате принятых мер по итогам 2018 года возмещён ущерб, причинённый лесам лесного фонда на общую сумму 7,1 млн. руб.

С целью устранения выявленных в ходе проверок нарушений лесного законодательства выдано 4 предписания юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, срок исполнения наступит в 2019 году.

За нарушение требований лесного законодательства должностными лицами Департамента в 2018 году в административном порядке привлечено к ответственности 728 лиц, общая сумма наложенных административных штрафов составила 19,8 млн. руб., в т.ч. взыскано 10,2 млн. руб., что составляет 51,5 % от общей суммы наложенных штрафов.

В 2018 году по сравнению с 2017 годом количество незаконных рубок снижено на 28% (2017 год – 349; 2018 – 250). Увеличен показатель выявляемости лиц, совершивших незаконные рубки, с 29% (в 2017 году) до 39% (в 2018-ом). Положительная динамика сохраняется в уменьшении объема незаконных рубок
(с 11,6 тыс. куб. м в 2017 году до 11,1 тыс. куб. м в 2018 году) и ущерба
от незаконных рубок (с 84,1 млн. руб. в 2017 году до 82,8 млн. руб. в 2018 году).

В 2018 году значительно увеличилось количество лиц привлеченных
к административной ответственности за нарушения требований лесного законодательства (2017 год – 588 лиц; 2018 год – 728 лиц). Основными нарушениями допущенными лесопользователями в 2018 году являются нарушения правил пожарной безопасности в лесах, правил использования лесов, а также нарушения требований лесного законодательства по воспроизводству лесов и лесоразведению. Сумма наложенных административных штрафов выросла с 14,3 млн. руб. в 2017 году
до 19,8 млн. руб. в 2018 году.

V. Показатели эффективности и результативности профилактической работы
на 2019 – 2021 год

 

8. Показатель эффективности и результативности профилактической работы – улучшение состояния подконтрольной сферы (улучшение состояния охраняемых законом ценностей в сфере осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) на землях лесного фонда Томской области.

Улучшение состояния подконтрольной среды оценивается исходя
из следующего показателя:

Доля подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия, в общем количестве подконтрольных субъектов -положительно оценивается увеличение значения в сравнении с предыдущим отчетным периодом (календарный год).

Единица измерения - проценты.

Разъяснения по показателю: устанавливается в процентах от общего количества подконтрольных (поднадзорных) субъектов. Рассчитывается
по формуле: Дпм = Д1/Д х100% где:

Дпм - доля субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия (%);

Д1 - количество субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия;

Д - общее количество подконтрольных (поднадзорных) субъектов.

Запланированные значения планового показателя на 2019 год – Доля подконтрольных субъектов, в отношении которых проведены профилактические мероприятия не менее 52%.

Проектируемые значения планового показателя на 2020, 20121 годы не менее значения, достигнутого в предыдущие периоды.

 

VI. План-график профилактических мероприятий Департамента лесного хозяйства Томской области и его подведомственным учреждением
ОГКУ «Томсклес», направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, в 2019 году

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок реализации

Ответственные исполнители

1.

Регулярное обновление перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, размещенного на официальном сайте Департамента

По мере внесения изменений              

Комитет государственного лесного и пожарного надзора

(А.И. Струков)

 

2.

Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством:

- проведения семинаров и конференций;

- разъяснительной работы в средствах массовой информации;

- распространения комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие нормативные правовые акты, сроках и порядке вступления их в действие,

- распространения рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических  мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований

Постоянно

Комитет государственного лесного и пожарного надзора

(А.И. Струков)

 

Комитет организационной политики

(Е.В. Черняк)

 

ОГКУ «Томсклес»

(Ю.В. Валуев)

3.

Обобщение и размещение на официальном сайте Департамента практики осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Томской области с указанием наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований лесного законодательства с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений

1 раз в год

Комитет государственного лесного и пожарного надзора

(А.И. Струков)

 

ОГКУ «Томсклес»

(Ю.В. Валуев)

4.

Внесение предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

При наличии сведений о признаках нарушений обязательных требований

Комитет государственного лесного и пожарного надзора

(А.И. Струков)

 

ОГКУ «Томсклес»

(Ю.В. Валуев)

5.

Разъяснение порядка проведения контрольно-надзорных мероприятий, включая права и обязанностей подконтрольного субъекта, прав и обязанностей должностных лиц Департамента лесного хозяйства Томской области, сроков проведения мероприятий, порядка обжалования

При поступлении соответствующих обращений

Комитет государственного лесного и пожарного надзора

(А.И. Струков)

 

ОГКУ «Томсклес»

(Ю.В. Валуев)

6.

Внесение информации о проводимых проверках и их результатах в АИС «Единый реестр проверок»

В сроки, предусмотренные в  постановлении Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года № 415 «О правилах формирования и ведения единого реестра проверок»

Комитет государственного лесного и пожарного надзора

(А.И. Струков)

 

ОГКУ «Томсклес»

(Ю.В. Валуев)

 

 

VII. Проект Плана-графика профилактических мероприятий Департамента лесного хозяйства Томской области и его подведомственным учреждением

ОГКУ «Томсклес», направленных на предупреждение нарушения обязательных требований, на 2020-2021 год

 

№ п/п

Наименование мероприятия

Срок реализации

Ответственные исполнители

1.

Регулярное обновление перечня актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах, размещенного на официальном сайте Департамента

По мере внесения изменений              

Комитет государственного лесного и пожарного надзора

(А.И. Струков)

 

2.

Информирование юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством:

- проведения семинаров и конференций;

- разъяснительной работы в средствах массовой информации;

- распространения комментариев о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, внесенных изменениях в действующие нормативные правовые акты, сроках и порядке вступления их в действие,

- распространения рекомендаций о проведении необходимых организационных, технических  мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований

Постоянно

Комитет государственного лесного и пожарного надзора

(А.И. Струков)

 

Комитет организационной политики

(Е.В. Черняк)

 

ОГКУ «Томсклес»

(Ю.В. Валуев)

3.

Обобщение и размещение на официальном сайте Департамента практики осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах на территории Томской области с указанием наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований лесного законодательства с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений

1 раз в год

Комитет государственного лесного и пожарного надзора

(А.И. Струков)

 

ОГКУ «Томсклес»

(Ю.В. Валуев)

4.

Внесение предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований в соответствии со статьей 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

При наличии сведений о признаках нарушений обязательных требований

Комитет государственного лесного и пожарного надзора

(А.И. Струков)

 

ОГКУ «Томсклес»

(Ю.В. Валуев)

5.

Разъяснение порядка проведения контрольно-надзорных мероприятий, включая права и обязанностей подконтрольного субъекта, прав и обязанностей должностных лиц Департамента лесного хозяйства Томской области, сроков проведения мероприятий, порядка обжалования

При поступлении соответствующих обращений

Комитет государственного лесного и пожарного надзора

(А.И. Струков)

 

ОГКУ «Томсклес»

(Ю.В. Валуев)

6.

Внесение информации о проводимых проверках и их результатах в АИС «Единый реестр проверок»

В сроки, предусмотренные в  постановлении Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года № 415 «О правилах формирования и ведения единого реестра проверок»

Комитет государственного лесного и пожарного надзора

(А.И. Струков)

 

ОГКУ «Томсклес»

(Ю.В. Валуев)

 

 

Опубликовано:2018-08-20 15:13 | Обновлено:2019-01-15 15:13